На пути к истине ("Гроза" А.Н. Островского в БДТ)

29 March 2017
K2_ITEM_AUTHOR  Ирена Кристо
Фото с оф. сайта театра.

Спектакль Андрея Могучего «Гроза» по произведению. А.Н. Островского включает в себя эксперимент с многообразием театральных вариаций: это и оперный театр, и психологический, и народный. Андрей Могучий решил создать единое театральное полотно, соткав его из разнообразных театральных жанров.

Как всегда, в спектаклях Андрея Могучего, прослеживаются яркие акценты. На этот раз, это красный цвет: Катенька Кабанова, одетая в алое платье; красные облака, воспламеняющиеся от накала страстей. Красные штрихи яркой нитью проходят почти во всех произведениях режиссера, в «Пьяных» и «Счастье» - это красные субтитры, в новом «Губернаторе» - красный флаг, заявляющий о революции. В «Грозе» - красное платье и облака.

Интересно решение сценического пространства: к основной сцене приставлен мостик, проходящий через весь зал. Это и дорожка, и мостик, и глубокая река, в которую бросается Катя Кабанова. «Мостик» делит мир на две части – мир живых (относительно живых) людей и мир мертвых, потусторонний мир. Именно по этому мостику к Катерине приходит полусумасшедшая барыня, предсказывающая девушке погибель, и зовя ее в «другой» мир. По мостику же и сама Катерина уходит, решаясь покончить жизнь самоубийством. Больше этого «пути к гибели» не касается никто из героев, как и редко происходит касание актеров пола самой сцены. Все они выезжают на небольших подмостках, подобно статуэткам, и разыгрывают свою историю стоя либо на своей «сцене», либо перепрыгивая к тому, с кем ведется диалог.

Почему именно такое решение? Наверное, может быть по тому, что весь спектакль оформлен на подобии русской народной хохломской росписи, и режиссер решил поддержать таким образом мотив народного театра, представляя зрителю главных действующих лиц на выезжающих расписных платформах, как куколок.

Общая сценография темная, уходящая в черную глубину, изредка на сцене появляются стволы берез, собаки с горящими красными глазами, молнии и пианист, аккомпанирующий солисту оперной труппы Михайловского театра Александру Кузнецову, играющему роль Бориса – возлюбленного Катерины. Действие спектакля как будто разбито на небольшие фрагменты: вот история Катерины, ее семьи и Бориса; вот сумасшедшие русские народные танцы под «Калинку», напоминающие зажигательный народный рейв; вот странница Феклуша (арт. Мария Лаврова) рассуждает о бытие. Если, например, в «Губернаторе» происходит невероятный и очень плавный переход от одного действия к другому, то в «Грозе» эта плавность отсутствует, но не по тому, что «не получилось», а по тому, что контекст спектакля выстроен совершенно по-другому, и эти отдельные «кусочки» не выбиваются из общей гаммы спектакля, из его основного полотна и атмосферы, как и наличие в одном спектакле трех жанров, от оперного до психологического.

Говоря об оперном театре, что довольно необычно наблюдать на подмостках БДТ, хочется отметить баритоновую партию Александра Кузнецова. Он единственный профессиональный солист в этом спектакле и представитель оперного театра. Вся его партия пропета ровно и правильно. Александром Кузнецовым продемонстрирована вся гибкость его голоса и широкий диапазон звучания.

Вторым «поющим» актером в спектакле является Виктория Артюхова, артистка труппы БДТ. Виктория не оперная певица, а актриса драматического театра, но чистота ее голоса, тонкое ласковое звучание завораживает слух. Влюбляясь, девушка начинает петь прекрасным и нежным сопрано. Ее голос очень подвижен и виртуозен, и в сочетании с баритоном Александра Кузнецова образуется прекрасный лирический дуэт.

Начинается спектакль со звуков огромного барабана, напоминающего звуки громовых раскатов. Периодически гром от барабана заполняет зал, предшествуя о чем-то нехорошем, о чем-то опасном, как бы заявляя о скором приближении грозы. А гроза то у каждого в спектакле собственная. У всех героев свой конфликт, у Тихона, мужа Катерины, это невозможность противостоять властной матери (Кабанихе); у Бориса – желание обладать замужней девушкой (Катериной); у Катерины – борьба со своим желанием к Борису. Но эта гроза разрешит конфликт лишь одного, и относится она, несомненно, к Катерине. 

Девушка признается сестре своего супруга – Варваре в том, что она любит другого мужчину (Бориса), и с этого момента, Катерина озвучивает свою главную проблему и главный страх – желание любить другого, но невозможность быть с ним в силу своей нравственности и семейного положения. Девушка жалуется Варваре о своей горькой жизни и том, как ей тяжело живется в доме Кабанихи, она воистину несчастна и гаснет в этой колючей и холодной семье с тоталитарной матерью. Ее муж Тихон – безвольный и бесхребетный человек, не способный защитить жену от материнских нападок и сказать ей слово поперек, он и сам стремится вырваться хоть на несколько дней подальше от дома, устав находиться в подчинении у властной матери. А Марфа Игнатьева Кабанова (арт. Марина Игнатова) планомерно и хладнокровно продолжает терроризировать и морально изводить юную девушку, не давая ей никакой возможности попытаться жить в гармонии. И девушка не выдерживает всего этого давления, рассказывая Варваре о том, как хорошо ей и спокойно жилось до замужества, какая счастливая она была, и как красиво ее одевала матушка, как она гуляла в саду и хранила в себе самые светлые и теплые чувства. Монолог боли Катерины (арт. Виктория Артюхова) трогает за живое, в ней чувствуется невероятное желание жить и сила этой жизни. От Катерины исходит тот кристальный свет, который отличает девушку от других жителей города, это действительно «лучик света», пусть и красного, но в темном царстве. Виктория Артюхова завела в себе эту энергетическую машину мощного и проникновенного монолога, заслуживающего отдельных аплодисментов, как и игра Алексея Винникова (Тихон).

Тихон у Алексея Винникова вышел настоящим недалеким растяпой, некой марионеткой, которому сказали: «нужно наказать жену!», он и накажет, хоть сам того и не желает. Это очень точная актерская работа, за этим его внешним безразличием к супруге, деревенской грубостью, чувствуется нежная и трепетная любовь к Катерине с первого его появления на сцене. Эта любовь своеобразная, даже немного нелепая, но в этой картине более глубокая, чем у Бориса (арт. Александр Кузнецов), который погулял-погулял и уехал. Дел наворотил и сгинул в небытие, а бедной девушке выход один – в реку. И Борис в исполнении Александра Кузнецова какой-то вышел мраморный, неживой, с ласковым голосом и с четкими движениями: рука налево, шаг вперед, снять шляпу, поклониться… В его игре замечается некоторая статичность, внешне он играет, но не внутренне, от того-то зритель и не видит его любви к Катерине. По спектаклю, так ее и вовсе нет у Бориса, одно страстное мимолетное желание, тогда как девушка прониклась к этому молодому человеку всем своим существом.

Кроме прекрасного пения Бориса, певуче разговаривают между собой и остальные герои. Они то тянут слова, то быстро-быстро тараторят, как в частушках - снова своеобразный способ демонстрации народного театра, как и лихие и зажигательные народные танцы под «Калинку-малинку». Удивительно, почему не было медведя и балалайки для полного погружения в типичное представление о русской народной культуре.

Варвара, узнав о любви Катерины к Борису, рассказывает ей о нем, но девушка не хочет слушать ее, боясь совершить грех. Катерина противится изо всех сил своему желанию видеть Бориса, и говорит Варваре о том, что если не сдержится в своих страстях, то ее уже ничто не остановит! 

И к счастливому случаю, Тихон собирается уехать на десять дней из дома по делам, оставляя Катерину совсем одну, наедине с собой и своими мыслями. Девушка хватается за мужа, как за спасательный круг, и просит его не уезжать, не оставлять ее одну, чувствуя, что он – последний сдерживающий фактор от совершения грехопадения. Но грехопадения ли..? И этот вопрос так же поднимается Андреем Могучим, как и тема измен, красоты, и желания жить по собственным правилам, а не общественным канонам. 

И Катерина срывается, падая в омут с головой в свою губительную любовь, обреченную на смертельный исход. Девушка выбирает прожить эти десять дней, чем существовать годы в семействе Кабанихи. В ней еще есть та сила и то желание любить, способное разрушить все, что можно, но так же и возродить. И разрушение ли это будет, или возрождение, все зависит от складывающихся обстоятельств. 

Ее резкий протест происходит после очередной встречи с полусумасшедшей барыней, предсказавшей ей скорую погибель. Женщина отдает ей связку ключей. Ключей от собственного сердца Катерины, от любви, которую нужно выпустить на свободу, от желания, которое уже невозможно удерживать в груди, и от смерти… Она распускает Катерине волосы, снимает красную шляпку, и девушка меняется. Теперь она не послушная девочка, исполняющая наставления свекрови, теперь она будет жить так, как сама захочет, и делать то, что захочет! Сначала, девушка хочет отдать ключ, потом закопать его глубоко-глубоко, чтобы не предаться своему желанию и не совершить грех, но потом она встает с колен, и яро кричит: «Нет! Нет! Никому, никому я его не отдам! Будь, что будет!». Все. Посеянное зернышко дало плоды. Дело сделано, и Катерина без остатка отдается своей любви.

Ее, конечно, можно осуждать за измену, и можно счесть ее поступок грехом, но действительно ли это так, когда на кону столь сильные чувства, на столько сильные, что ради них девушка готова умереть, искупив сей «грех»? А не было ли грехом предать себя и свои чувства, похоронив их глубоко-глубоко в темном уголочке своей души? Что есть грех, и кто определяет эту греховную границу? Сам человек, или общество, в котором он живет, и которое не шло путем юной девушки? А может быть любовь иногда и есть грех? 

Это чувство борьбы с самим собой прекрасно раскрыто в спектакле, и эта безумная любовь, одержимость, сводит с ума, ведь даже гуляя, непременно оказываешься у окон его дома, и всматриваешься в них. Дороги сами собой приводят к объекту обожания, как будто сама Судьба соблазняет сделать шаг навстречу, но нутром человек чувствует, что это плохо для него обернется, что за этой любовью – погибель, и тут уже встает вопрос, на сколько сильно желание, чтобы сказать ему «да!», прыгнув в эту темную бездну, в неизвестность, и ведь только падая, можно будет понять, успеешь ли ты выскользнуть из

нее или нет; помогут ли тебе не утонуть в ней, или нет; сохранишься ли ты или разобьешься. И это опасно, но желание манит, и порой очень и очень сильно, требуя в жертву всего тебя, целиком и без остатка. И вопрос тогда к тому, кто ныряет в эту бездну: так ли сильна его любовь, чтобы пропасть в ней..? Чтобы умереть...? И Катерина пропадает, заявляя о своей избранности.

 

«- Что для тебя любовь?

- Для меня, любовь – это отдать свою жизнь! Вот, что такое любовь.»

 

И молодые люди встречаются, благодаря свиданию, организованной Варварой. Герои спектакля подъезжают к друг другу на отдельных платформах, и соединяются на них вместе, наслаждаясь встречей и возможностью быть рядом. Они знают, что их дни сочтены, и для их счастья так мало времени, поэтому каждая их встреча на протяжении десяти дней становится особенной, волшебной и неповторимой. Все десять ночей, Катерина проводит с Борисом. Именно с ним, девушка показывает истинную себя, раскрываясь. Она тоже начинает петь прекрасным голосом в дополнение к пению Бориса. Вот они – двое людей, одной волны, созданные друг для друга, но не способные быть друг с другом… Катерина и Борис спускаются со своих «подставок», теперь они не персонажи, исполняющие свои функции и живущие «по закону», теперь они действительно живут, но живут во грехе… 

Феклуша рассуждает о предстоящей грозе, гремит гром, мерцают молнии, гроза уже близко, и женщина задается вопросом, от чего время так быстро пролетает, ведь раньше зима тянулась долго-долго, а теперь пролетает мгновенно, и сама же отвечает на этот вопрос: «Время за наши грехи все короче, и короче делается». 

Близится гроза, и все жители очень обеспокоены ей, кто-то произносит фразу: «Гроза нам в наказание начинается!», грех совершен, настала пора его искупить… И искупать его будет Катерина. В спектакле будто бы чувствуется ветер, который бывает перед грозами – порывистый и сильный. Ветер, который срывает шляпы и предупреждает о предстоящем ненастье. На сцене появляется полусумасшедшая, обвиняя Катерину в том, что ее красота «ведет во грехи». «В красоте вся погибель! - кричит женщина. – О смерти забывают, соблазняются на красоту! А отвечать кто будет? Тебе отвечать!» И Катерина отвечает… и за свою красоту, и за свое желание, тихо уходя по мостику, и последний раз взглянув на своего возлюбленного – Бориса. Да, «красота требует жертв», но не собственных…

Семья Кабановых повсюду ищет Катерину, но не может ее найти, тогда как кто-то из жителей рассказывает, что девушка скинулась в реку, и ударилась виском, и ранка ее маленькая-маленькая, и капелька крови всего одна… Тихон рыдает, и говорит матери, что это именно она погубила его супругу, и он задается вопросом: а на что теперь ему эта жизнь без любимой женщины?

Такая многогранная и разная любовь раскрыта перед зрителями в спектакле «Гроза». Яркими мазками она переливается в спектакле, подобно ониксу под разнообразным свечением: это и любовь, которая сильнее жизни; и страсть; и мимолетное желание, лишь краткое влечение для одного, и разрушенная жизнь для другого; и любовь искренняя, добрая, хоть и заключенная в сердце безвольного. Спектакль «Гроза» - это разговор о грехопадении, об измене, о желании, страдании и невозможности жизни без этого сладостного наркотика, от которого невозможно отказаться, стоит лишь единожды пустить его по венам. А на что Вы способны, ради любви? Как писала Зинаида Гиппиус:

«Любовь одна, как смерть одна!», и спектакль Андрея Могучего это в очередной раз подтверждает.

 

 

Давиду С. посвящается

Login to post comments
Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…