Театр на Юго-Западе - «Игра в Наполеона»

30 Ноябрь 2014
K2_ITEM_AUTHOR  Анна Бояринова

Московский Театр на Юго-Западе в этом сезоне предлагает обратиться к актуальной теме – власти. В этом ему помогает постановка Валерия Беляковича «Игра в Наполеона», чья премьера состоялась 19 сентября. Спектакль не только отражает все смыслы этого многогранного понятия, но и напрямую перекликается с текущими событиями в мире.

Совпадение или нет, но «Игра в Наполеона» при изменении персоналий могла легко стать, например, «Игрой в Обаму» или даже «Игрой в Путина» и сохранить при этом все заложенные режиссером идеи. 

Заточенный на острове Эльба, Бонапарт (заслуженный артист России Олег Леушин) одержим мыслью о возвращении. И манит его, конечно, возвращение не домой, а к власти. Именно ею одержимо его сердце, только тоска по былому могуществу становится основным двигателем всего, что с ним происходит. Однако есть силы, которые хотят помешать ему вернуться, и это, как ни странно, Великобритания, которая уже тогда дружить предпочитала только с англосаксами: она подсылает в ближайший круг корсиканца своего агента. Конфликт пьесы в столкновении воли Наполеона с целой армией умело маскирующихся врагов: кто окажется сильнее – поверженный властелин Европы или его лицемерный британский антагонист?

Прославленный стратег, Наполеон тренировался игрой в шахматы. В спектакле он тоже играет несколько партий, но пешками и фигурами ему служат живые люди, а шахматной доской – сама сцена или, если верить заданным обстоятельствам, мир. Для усиления этой прекрасной метафоры – игра в шахматы как игра человеческими судьбами – на полу нарисовано шахматное поле: у властителей мира такие же игры, что и у обычных людей, с единственной разницей в ставках. Масштаба небольшой сцене театра добавляют вращающиеся зеркала, выставленные по заднику. Отражают они и историзм этого эпизода из жизни Наполеона – герои появляются из зеркал, словно выплывают из столетий.  

Леушин играет Наполеона блестяще. Именно его игра обуславливает, думается, основной успех постановки. В его исполнении Наполеон предстает именно той удивительной и неоднозначной исторической личностью, какой его все знают. С одной стороны, это уставший мужчина, капризный в своих желаниях как ребенок, – дитя, на которого и обижаться-то не стоит. Мария Валевска (заслуженная артистка России Карина Дымонт) требует свадьбы – ну и что: обрюхатил женщину – с кем не бывает. При этом Леушин отвел в своем Наполеоне главное место стратегу и тактику: в долю секунды слова страсти оборачиваются размеренностью и глубокой взвешенностью речи. Талант артиста преобразил многоликую природу этого человека в тайну, разгадать которую не могут даже зрители в зале... Как в одном человеке может уживаться такой размах и такая мелочность, такая широта политических маневров и такая скромность в обращении с близкими?

«Игра в Наполеона» - успех этого сезона. В прочих именитых театрах вышли спектакли, где в шикарных декорациях – либо убогая и исковерканная режиссером драматургия, либо бездарная игра главных артистов. Здесь, впрочем, тоже есть слабые стороны: игра Михаила Инчина в роли лейтенанта Этвуда грешит избытком внешних проявлений в отсутствии, кажется, понимания истинной сути персонажа. Думается, что Инчину надо убрать повторы заходных слов в фразах и убавить пыл. Однако даже при этом не самом сильном звене спектакль удался. И необходим к просмотру всем, кто соскучился по серьезной игре по Станиславскому и качественным пьесам.       

K2_LEAVE_YOUR_COMMENT

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…