Запланированное фиаско или заигравшиеся басы

31 Март 2017
K2_ITEM_AUTHOR  Юлианна Сирота

Левая, правая где сторона?.

Улица, улица, ты, брат, пьяна.

Песня «Улица»

Слово кризис уже набило оскомину. Но мы не можем отрицать, что он есть, и не только экономический, а и социальный, а значит культурологический.Под воздействием разного рода причин, мы наблюдаем, что интерес к культуре, в частности, к классической музыке, стремительно угасает, потому что она сложна для восприятия, ведь чтобы полностью погрузиться в её атмосферу,нужно иметь опыт «общения» с такой музыкой, а еще лучше музыкальное образование. К сожалению, для многих современных подростков такие имена, как Фёдор Иванович Шаляпин, Сергей Васильевич Рахманинов, Николай Андреевич Римский-Корсаков… – пустой звук. Обратимый это процесс или нет? Я думаю, что над этим задумался Давид Гвинианидзе.

Культура не может развиваться сама по себе, ее создают люди. И приобщить молодежь к ней могут люди, сами добившиеся успеха на этом поприще, неравнодушные к судьбе своей страны. Таким человеком и является руководитель фонда «Таланты Мира» Давид Гвинианидзе . Он много лет плодотворно работает на ниве популяризации традиций исполнительского российского вокального искусства. У него много успешных проектов, например, «Созвездие теноров», «Созвездие басов», «Дуэль теноров и басов», «Королевский турнир, или состязание теноров, баритонов и басов». Мне посчастливилось побывать на одном из таких проектов – Шаляпинском фестивале. Концерты в рамках этого фестиваля уже несколько лет проходят в Московском международном Доме Музыки. Сама атмосфера Светлановского зала настраивает человека на встречу с прекрасным и порой непостижимым по своей глубине искусством. Теперь немного о концерте, который состоялся 20 февраля этого года.

Первое отделение состояло из зарубежных песен басового репертуара. Во втором же отделении певцы,на радость зрителям, исполнили русские песни. Поэтому первую половину концерта зрители пребывали в монотонном ожидании русского чуда. Думаю, что люди, знакомые с европейской музыкой, оценили бы идею сопоставления двух культур Давида Гвинианидзе по достоинству. Но, к сожалению, никакого впечатления не произвели ни меланхоличная «Элегия» Массне, ни забористые «Доны» Бразилио Россини,

ни музыка Дюбюка, ни музыка Гуно, а «Баллада Мефистофеля» была принята зрителями только из-за знатного свиста оперного певца Владимира Кудашева.

Все оживились, когда со сцены зазвучали горячо любимые и всем известные застольные песни «Гори, гори, моя звезда», «Вдоль по Питерской», бурю эмоций вызвал цыганский романс «Живёт моя отрада». Но разве для этих песен был создан Светлановский зал Дома Музыки?

В описании концерта на официальном сайте Дома Музыки было сказано, что перед зрителями выступят известные исполнители нашего времени, звёзды лучших оперных театров…но,к сожалению, состав певцов был довольно скромным даже по сравнению с прошлым годом. Однако слушатели были приятно удивлены другой стороной концерта, ведь кроме вокального мастерства певцы показали и актёрское.

В песне «Улица» заигравшиеся в пьяниц басы повалились на испуганного дирижера Григория Архипова. Чем стало это выступление для Шаляпинского фестиваля и зрителей: трагикомедией или комедией? Данный момент – нелепая случайность или хорошо спланированное действие для расположения сердец слушателей и завоевания зрительских симпатий?

Публике настолько понравилась второе отделение, что под занавес люди попросили выступить артистов на бис, басы исполнили романс «Очи чёрные». На фразе «Ну, поцелуй» звёзды наклонились к первому ряду и девушки подарили им поцелуи. Видимо, певцы не ожидали такой реакции, и это их сильно впечатлило, потому что они забыли: кто, где и с какими словами вступает, из-за этого и произошел конфуз. А, возможно, им не хватило репетиций, потому что ансамбля между оркестром и вокалом не получилось: часто темп «расползался»,а оркестр заглушал голоса.

Хотелось бы отметить еще один момент. Ведущая показала всё своё отношение к данному мероприятию: она забывала объявлять исполнителей и звёзды приходили и уходили безымянными.

В исполнении Агеева «Попутной песни» Глинки не было слышно ни единого слова, я считаю, что такие номера категорически нельзя выпускать в свет.

К сожалению, Шаляпинский фестиваль был направлен в этот раз на внешний лоск, блеск, фурор. Жаль, что не было глубины техники, профессионализма и слаженности. Суть мероприятия заключалась не в духовном обогащении, приобщении к прекрасному, а в добывании сомнительного авторитета. И все-таки публика ушла довольной, это видно было по сияющим лицам, по разговорам в фойе, что, по большому счету, самое важное. Хочется верить, что в следующем году программа Шаляпиского фестиваля будет более продумана и молодежи на концерте будет намного больше.

K2_LEAVE_YOUR_COMMENT

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…