Встреча Востока и Запада: пасхальная музыка от Константинополя до Парижа

03 May 2016
K2_ITEM_AUTHOR 
Источник фото: http://sontucio.livejournal.com/870934.html

В России празднование Пасхи ассоциируется исключительно с православной традицией, однако, этот праздник, наверное, древнейший из существующих, отмечается абсолютно всеми христианами в мире, независимо от конфессии. И хотя смысл праздника во всех культурах один, за многовековую историю развития искусства, каждый народ стремился по-своему выразить радость о Воскрешении Иисуса Христа и победы жизни над смертью. На сегодняшний день мы имеем огромное наследие духовной музыки, к которому все чаще обращаются историки музыки и исполнители. И вот, в день празднования православной Пасхи, Кафедральный Собор св.в. Петра и Павла в Москве объединил под одним сводом звучание православных песнопений на греческом, славянском и грузинском языках с католическими мотетами на латинский текст; органную музыку Баха и Фрескобальди с армянскими напевами дудука и хрустальным звучанием кельтской арфы.

Участники ансамбля «Хронос» (худ. рук. – Евгений Скурат) занимаются поиском редко исполняемых или не исполнявшихся ранее произведений средневековой музыки и музыки эпохи барокко. Однако, чтобы читатель понимал, привычная нам нотация появилась сравнительно недавно, в конце XVII века, а в концертную программу вошли произведения с XII по XVII век. Таким образом, деятельность музыкального коллектива оказывается очень многогранна: это исследование определенного исторического пласта музыки, расшифровка древних форм нотации, изучение стилистических особенностей исполнения и, собственно, воплощение художественного замысла. Аутентичное исполнение, иными словами, стремление максимально точно воссоздать звучание произведения с учетом музыкальных традиций времени, которому оно принадлежит – кредо ансамбля «Хронос».

Солисты ансамбля настолько гибки в вокальной технике, что, похоже, у них совершенно нет стилевых ограничений в исполняемом репертуаре. Солисты продемонстрировали владение и барочной, безвибратной техникой пения с соответствующей мелизматикой, и грузинские национальные распевы и исполнение русских партесных концертов с легким, ненавязчивым влиянием фольклора.

Если русское барокко было исполнено a capella, то за европейскую музыкальную традицию отвечал орган (солист – Федор Строганов). Возвышающийся над залом со стороны входа в собор, подсвечиваемый яркими огнями, звучащий орган производил впечатление глубокого погружения в мир таинственного. Восточный колорит с первых нот угадывался в звучании национального армянского инструмента – дудука. В руках Василия Коростелева инструмент буквально оживал, подражая интонациям человеческого голоса и словно говорил со слушателем. Удивительно, как много музыкальных возможностей таит в себе этот, казалось бы, простой в устройстве инструмент.

Осознавать свою идентичность в мире – безусловно, важная задача любой нации, но при этом иметь уважение и интерес к другим культурам вполне естественно для человека. Поэтому, на мой взгляд, нет ничего безнравственного в том, что человек православной веры в праздник Пасхи посетит концерт в католическом соборе. Сегодня именно музыка может объединить устремления людей разных наций, вероисповеданий, политических взглядов к чему-то возвышенному, заполнить душевную пустоту, стать немного лучше и добрее. Ведь, на самом деле, чтобы понять прекрасное, не нужно ни специальных знаний, ни какой-то особенной подготовки – достаточно просто открыть свое сердце. Увлекательное путешествие гарантировано!

K2_LEAVE_YOUR_COMMENT

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…