"Репка" – ре-понь-ка! (Детский репертуар Мариинского театра)

30 November -0001
K2_ITEM_AUTHOR  Мария Козлова

Давно не ходила в Мариинский театр специально послушать какого-то конкретного певца, даже соскучилась по этим особым ощущениям. А на днях повезло - выдалась такая возможность! В детской опере для самых маленьких - в "Репке" пел "академист" Валерий Калабухов, чей баритон мне давно хотелось услышать, да все не получалось.

То есть билет, но его нет среди исполнителей, то вечер уже занят другим спектаклем, а он и внезапно возникает в программе. В этот раз пришлось поволноваться из-за того, что билета не было, а исполнителем роли Деда, который посадил репку, был заявлен за пару дней до спектакля именно Валерий. А у него хороший голос, как-то сказал именитый певец, мнению которого я доверяю. Как же не послушать, раз случай выпал? Повезло, купила "билет за час", а также цветы для "старого деда" в исполнении молодого баритона, и вместе с детишками младшей группы детского сада, их мамами и папами отправилась во второй раз слушать "Репку". Скажу сразу: опера - прелесть! Яркая, веселая, мелодичная, по-доброму поучительная, хорошо исполненная, интересная и детям, и сопровождающим их взрослым. И она - уникальный продукт творчества солиста Академии молодых оперных певцов Мариинского театра - Рустама Сагдиева. Музыка приятная, полная музыкальных шуток и узнаваемых мелодий. В ней есть все атрибуты оперы, в миниатюре использованы основные вокальные формы и стили пения, есть даже колоратура. Слушая такие произведения, детское ухо привыкает к особенному звучанию музыки и голосов певцов в опере. Да и в сюжете мило обыграны русские народные сказки, знакомые всем сызмальства: "Курочка ряба" и "Репка". Короткий, всего 45 минут, прелестный музыкальный спектакль!

Главный персонаж этих двух сказок - Дедка (Валерий Калабухов) мне очень понравился. И сочный красивый баритон певца, и то, как он спел песню-арию деда, написанную по мотивам известного народного напева "В темном лесе", где распахали пашенку. Только вместо льна-долгунца там дед посеял "ре-понь-ку!". Да, ре-понь-ку! Именно так он и поет, а взрослые, наверняка, невольно думают о «разумном, добром, вечном», которое тоже всегда было принято сеять… И выглядел дед вполне по-стариковски - седой, с длинной бородой, с согбенной спиной, за которую он все время, словно кряхтя, держался рукой. Ре-понь-ку сеял вполне натурально – и грабельками поработал, и водицей из деревянного ведра полил, и перегнойной землей все удобрил. А может, главной была Мышка (Анна Шульгина), пела звонким сопрано, спорила с Кошкой (Анна Бархатова), что не разбивала она золотое яичко, которое снесла Курочка ряба. И все это было облечено в такой очаровательный дуэт «Жила была курочка ряба», что хотелось ему подпевать и под него пританцовывать. Но иногда начинало казаться, что важнее всех Внучка (Маргарита Иванова) – окружающих, что называется, на «уши поставила», или Бабка (Екатерина Бондаренко), крикливая и сварливая, из-за нее Дедка убежал в темный лес, где распахал пашенку и посеял Ре-понь-ку (Людмила Градова). Она-то всех и помирила. И спела об этом в самом конце оперы. Выходит, тоже может оказаться главной. Только Жучка (Игорь Чикишев), Скоморох (Андрей Горбунов) да Соловушко (Рустам Сагдиев) и три деревца – Березонка (Наталья Часовитина), Липонька (Лаура Меенен), Осинушка (Цветана Омельчук) не претендовали на лидерство, но были весьма колоритны и очень украшали действие и музыку своим пением. В финале спектакля все снова подружились, исправились, повинились и попросили прощения друг у друга.

Опера исполнялась под аккомпанемент рояля (концертмейстер Юрий Кокко), музыка звучала очень выразительно: когда надо забавно, иногда грозно или тревожно, порой, нежно и проникновенно, но преимущественно задорно и жизнерадостно. Концертмейстер был на высоте. Комментарии Скомороха (Андрей Горбунов) делали понятным все происходящее на сцене. Зал живо реагировал на его реплики. Яркие костюмы, созданные в русском фольклорном стиле, радовали красочностью и хорошей стилизацией. Достоверно выглядел реквизит, помогали воображению дорисовать общую картину минималистичные декорации.

Вот ведь как бывает, пришла послушать одного певца, а в итоге получила удовольствие от пения многих. Более того, я поняла, что Внучку и Кошку для маленьких зрителей пели Маргарита Иванова и Анна Бархатова, солистки, которых я накануне слышала в непростых партиях в «Волшебной флейте» в Концертном зале. В этом смысле в детских спектаклях не делается никаких скидок на возраст зрителей, все по-взрослому.

Со мной рядом сидела девочка, совсем кроха, года три, временами на меня поглядывала, словно хотела что-то спросить. А я мысленно пыталась ответить на вопрос: как рождается любовь к опере? Полюбят ли ее маленькие зрители, заполнившие 7 мая небольшой зал Прокофьева Мариинского театра? У меня тяга к опере появилась давно, просто взялась откуда-то из детства, где родителям было вечно некогда, у них было много взрослых дел, но они часто слушали хорошую классическую музыку, записи великих оперных певцов. Разок мне повезло, папа подружки взял меня ей в компанию на дневной спектакль в Кировский театр – на оперу Рубинштейна «Демон». С тех пор у меня перед глазами стоит сцена с ангелом в финале оперы, а хор «Ноченька темная» тревожит воображение волнующим волшебством. Кроме того оперная музыка, особенно русская, с завидной регулярностью звучала в кино, по телевидению, на радио. Радиоточка была в каждом доме, ведь радиофикация всей страны – СССР – была завершена в начале 1960-х. Современным детям и легче, и сложнее. Нужны специальные усилия родителей, чтобы приучить их к этой необычной музыкальной стилистике. И хорошо, когда есть театр или театры, которые предлагают публике специальную детскую программу. В Мариинском театре программа «Мариинский детям» существует уже не первый год. Она предполагает работу с детской аудиторией всех возрастов, начиная с самых маленьких. И даже если лишь часть вовлеченных в нее детей станут постоянными посетителями оперных и балетных спектаклей, значит, усилия были предприняты не зря. И кому, как не молодым певцам, оттачивать свое мастерство на детской аудитории, обретая столь важный для оперного артиста опыт работы на сцене, и помогая родному театру обеспечивать себе благополучное будущее.

А еще меня порадовала традиция на этих детских спектаклях фотографироваться с артистами. Детям предлагается сделать это сразу после спектакля. И большинство тут же с удовольствием используют это предложение, даже взрослые. По себе знаю, это притягательное занятие. И приятное – в душе-то многие долго остаются детьми!

K2_LEAVE_YOUR_COMMENT

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…