«Руслан и Людмила»: Про славу русския земли Бряцайте, струны золотые…

28 April 2017
K2_ITEM_AUTHOR  Мария Козлова

22 апреля 2017 года в Мариинком театре я, наконец-то, услышала волшебную оперу Михаила Глинки «Руслан и Людмила» в хорошем исполнении. До этого бывала на этом спектакле не менее трех раз, и всегда мне не везло с певцами. Опера вокально сложная, длящаяся более четырех часов, большие и трудные партии у главных героев, такую оперу хорошо исполнить непросто. В предыдущий раз (в январе нынешнего года) была великолепная Людмила (Оксана Шилова), но совершенно невозможные исполнители мужских партий. В их исполнении были неузнаваемы известные арии, а иногда и плохо слышны. В итоге вышло сплошное разочарование! А мне больше всего хотелось услышать хорошего Фарлафа и Руслана. И 22 апреля это удалось!

На спектакль я пришла немного расстроенная и внутренне мечтала об утешении, которое мне очень часто дает любимая музыка в хорошем исполнении. Оперы Глинки, основоположника русской национальной музыкальной школы, у меня самые любимые из классического отечественного репертуара, как и вообще музыка этого композитора. Есть в ней что-то настолько важное для русского человека, поэтому мне кажется, что исполнять ее надо как можно чаще. При первых звуках увертюры оперы «Руслан и Людмила», к моему удивлению, откуда-то из глубин памяти, фактически из школьного детства, всплыли слова знаменитого тургеневского стихотворения в прозе, написанного через 40 лет после премьеры этой оперы: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». У меня было ощущение, словно мое сознание подсказало мне эпиграф к опере и выразило в этих словах главные идеи, которые Глинка вложил в нее – величавые образы Древней Руси, богатырский дух и народные предания. Надо же, как реализуется то, что филологи называют концептом родины!

Мои невеселые мысли подтолкнули слова развлекающего гостей сказителя и певца-гусляра Баяна (Юрий Марусин) в сцене свадьбы Людмилы и Руслана: «За благом вслед идут печали, Печаль же – радости залог…»! Как же удивительно великие произведения прошлого мудры! Они многозначны, откликаются на наши внутренние тревоги и печали. В них можно найти советы на все случаи жизни, нужно только вслушиваться чутким ухом! И в этом смысле они неисчерпаемы!

Этнографически выверенная и эстетически гармоничная «картинка» первого действия – русской жизни в княжеском дворце Древней Руси – всегда вызывала и вызывает у меня восхищение. Очаровательная княжеская дочь Людмила (Ольга Трифонова), утешающая своим серебристым сопрано витязей Фарлафа (Павел Шмулевич) и Ратмира (Злата Булычева), сватавшихся к ней, но получивших отказ. Счастливец Руслан (Михаил Петренко), как и положено сказочному витязю в героической сказке, готов совершать подвиги, и знает, как это делать.

Впервые во втором действии мне не хотелось пойти в буфет. Карикатурно забавен был трусливый приспособленец и лентяй Фарлаф. Впервые мне понравилось исполнение потрясающего по причудливому музыкальному рисунку и трудного для певца рондо Фарлафа. Хвастливое и завистливое заявление самолюбивого варяга звучало свежо и динамично, и одновременно комично. Под стать ему была злая волшебница Наина (Светлана Волкова), чье напоминающее угрожающее верещание пение, вполне укладывалось в роль и вызывало живую реакцию зала, который смеялся и аплодировал исполнительнице.

Хорошим был и Ратмир в исполнении Златы Булычевой. Ее звучное меццо-сопрано с выраженными низами и впечатляющими верхами несказанно радовало, поскольку партия у хазарского князя большая и непростая, требующая выносливости голоса. На премьере в 1842 году именно и-за болезни опытной исполнительницы этой партии, которую заменила молодая и не очень подготовленная певица, опера получила прохладный прием публики, а царская семья покинула театр еще до ее окончания.

Второй раз с радостью слушала Леонида Захожаева в роли доброго волшебника Финна, его мощный голос и прекрасная дикция делали интересной сцену с Русланом во втором действии. И уж главной удачей был Михаил Петренко в партии Руслана, сделавший узнаваемыми все прекрасные арии своего героя, дуэты и ансамбли, а также понятными слова либретто, что придало всей опере особое, совсем не детское звучание. Особенно хорошо прозвучала знаменитая ария «О, поле, поле, кто себя усеял мертвыми костями?».

В этот раз вновь запела Голова – хором басов, и пыталась сдуть своим дыханием отважного рыцаря со своего праведного пути. Лишь после этого в руке Руслана оказался заветный меч. Вообще, хор в этой опере был настоящим украшением спектакля, звучал мощно и величественно.

Прекрасными были балетные сцены спектакля. И исполнены замечательными танцовщиками. Танцы в волшебных садах Наины, в которых очень впечатляюще солировала Александра Иосифиди, поражали легкостью и изяществом. Анастасия Асабен и Оксана Марчук летали по сцене невесомыми эльфами, зачаровывая витязей, попавших в сети злой волшебницы. Замечательны были и характерные танцы в царстве Черномора – восточный, турецкий и лезгинка. Зрелищность четвертого действия наводила на мысль о неустаревающем очаровании старых талантливых постановок, которые хоть и трудоемки в реализации, но великолепны и незабываемы для зрителей.

Но самым впечатляющим для меня в этом спектакле был оркестр под управлением Владислава Карклина и музыка Михаила Ивановича Глинки. Увертюра к опере, марш Черномора, причудливая музыка танцев в садах Наины, балетных номеров в царстве Черномора, все это было бесценным музыкальным подарком!

Тем более, в 2017 году, в декабре, исполнится 175 лет со дня премьеры оперы «Руслан и Людмила» на сцене Большого театра в Петербурге 27 ноября (9 декабря) 1842 года.

K2_LEAVE_YOUR_COMMENT

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…