НЕВЕСОМЫЙ ГАМЛЕТ

20 March 2018
K2_ITEM_AUTHOR 
Фото с оф. сайта Театра

Уже почти пять лет, как на сцене Театра Наций идёт спектакль “Гамлет | Коллаж”. За бессмертную и, пожалуй, самую загадочную пьесу Уильяма Шекспира взялся канадский режиссёр-легенда Робер Лепаж. Он известен не только драматическими постановками, но и музыкальными — оперы и концерты, а также он режиссировал несколько шоу Цирка дю Солей.

Ещё в 1995 году Робер Лепаж обращается к “Гамлету” и ставит в своём родном Квебеке спектакль “Эльсинор”. Все роли в постановке исполнял сам режиссёр. В московском спектакле 2013 года он сохраняет этот приём, только теперь все персонажи пьесы достались непревзойдённому Евгению Миронову. В “Эльсиноре” сцена представляла собой белый круглый помост. А подвешенный трёхмерный куб был найден уже к спектаклю “Гамлет | Коллаж”.

Интересно, однако, что одна из самых красивых сцен московского спектакля была ещё в канадской версии — сцена гибели Офелии. Она, купаясь в простыне, изображающей воду, буквально растворяется на поверхности сцены. Выглядит это очень реалистично и захватывающе.

Евгений Миронов поражает тем, как быстро перевоплощается. Ведь ему приходится объять почти всех персонажей пьесы: Гамлета, Офелию, Полония, Лаэрта, Короля, Королеву, Тень Отца Гамлета. Конечно, ничего бы этого не состоялось без целой команды за кулисами. Но сцена перед “Мышеловкой” доказала, что Евгений Миронов справляется и без внешних атрибутов перевоплощения. Один жест, одна улыбка, один шаг — и перед нами новый персонаж.

Само устройство сцены — подвешанный и чуть наклонённый к зрителю куб — требует особой физической подготовки. И Евгений

Витальевич (а ведь ему только-только исполнился 51 год!) справляется блестяще — ему под силу летающая Тень Отца Гамлета, тонущая в невесомости реки Офелия.

Основной особенностью этого спектакля ещё является и то, что это спектакль монологов. Иногда, конечно, Евгений Миронов отыгрывает диалоги: Гамлета с Розенкранцом и Гильденстерном, Гамлета с Королём, Лаэрта с Офелией, но по сути своей они носят лишь риторический характер. А главное всё равно остаётся за тем, как каждый из них видит эту историю отдельно от кого-либо, абсолютно самостоятельно.

Для каждого персонажа было подобрано что-то своё, индивидуальное. Особенно ярким, пожалуй, получился Полоний. И его сцена чтения письма. С накладным животиком, вечно потеющий, но дотошный и немного рассеянный, он забывает про свой вечно звонящий будильник в самый ответственный момент, и платит за это своей жизнью.

Довольно физиологично проведена линия Офелии. В версии Лепажа она не столько следует наказам отца влюбить в себя Гамлета, сколько зову своего пробуждающегося молодого тела. И стихия воды — сначала небольшая струя из душа, а затем бурный поток реки — совпадает с её потаённой болью.

Закольцованная композиция — Гамлет в смирительной рубашке, который начинает и заканчивает спектакль, — оставляет осадок “безвыходности”. Невозможность покинуть этот куб, потому что всё в голове, и от этого никуда не деться. Невозможность выбраться из того, что называется долгом. Хотел ли Гамлет мстить по собственному желанию, или давящий Призрак пробуждает это самое чувство вины и стыда? Несомненно, Гамлет Миронова — персонаж загнанный в угол. Неслучайно это и визуализируется в начале и в конце спектакля. Ему не остаётся ничего, как стать причиной всех этих трупов.

Филигранно выстроена сцена и свет. Если игра Евгения Витальевича, тонкая и психологическая, — это чисто русская школа, на мой взгляд, лучшая школа актёрского мастерства, — то сценография — концентрация лучшего со всего мира, собранного и грамотно выстроенного. Про воплощение спектакля “Гамлет | Коллаж” можно было бы сказать “наноискусство”.

Сценография максимально сконцентрирована — всё расположено в небольшом, на самом деле, по формату кубе. Но тем не менее в этом маленьком задействованном пространстве чувствуется свобода постановщика. Если нужно, чтобы персонаж полетел — он полетит, чтобы растворился — растворится, чтобы зритель видел глаза — крупные планы, выведены видеопроекцией на стены куба. Поэтому тут не может быть просчётов. И, конечно же, от постоянных полётов и вращения куба, возникает ощущение полного отсутствия притяжения.

“Гамлет | Коллаж” — это то, что стоит увидеть, потому что два талантливейших человека, конечно с немаленькой командой помощников и “воплотителей”, рассказали удивительнкую историю “Гамлета”, которую вы точно не увидите сами, читая дома по книге бессмертную пьесу Уильяма Шекспира.

K2_LEAVE_YOUR_COMMENT

Make sure you enter the (*) required information where indicated. HTML code is not allowed.

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…