Любовь Бовари на сцене Театра им. Е. Вахтангова

24 March 2018
K2_ITEM_AUTHOR 
сцена из спектакля Фото с официального сайта театра

Роман Гюстава Флобера “Госпожа Бовари” вышел в 1856 году и сразу же вызвал общественный резонанс. На писателя и редактора журнала, в котором был опубликован роман, подали в суд “за оскорбление общественной морали”. Измены и самоубийство были не новы для литературы того времени, особенно для французской, однако тот натурализм и та откровенность, с которыми было написано это произведение, и обратили на себя особое внимание.

Несмотря на то, что Флоберу, в конце концов, был вынесен оправдательный приговор, в 1864 году Ватикан официально запретил роман “Госпожа Бовари”. Впоследствии подобную участь настигли и некоторые другие работы автора. Однако Гюставу Флоберу отчасти повезло, потому что спустя всего лишь год Шарлю Бодлеру всё тот же суд уже не простил “Цветы зла” и назначил поэту штраф.

И эта история интересным образом вплетена в канву спектакля. Всё начинается с суда и им же заканчивается. Воспроизведены настоящие речи адвоката и прокурора, звучит знаменитое “Госпожа Бовари — это я”. А заканчиваются эти прения довольно колоритной в контексте наших дней дракой.  

Поставить такой крупный роман на сцене — задача не из лёгких. К тому же, языковая скрупулёзность Гюстава Флобера в чём-то роднит его со стилем Л. Н. Толстого. И в таких масштабных, по замыслу в первую очередь, произведениях трудно вынести в либретто только основное и важное. Ведь важно всё.

Спектакль идёт всего три часа, что рекордно для такого объёма первоисточника, но время проходит незаметно. Романный тяжеловесный текст летит. И это определённо победа.

Выбирать отрывки из романа, которые войдут в спектакль, режиссёру помогали и сами актёры. Каждый участвовал в создании текстового полотна спектакля. Поэтому расставаться с какими-то сценами, по словам всех актёров, им очень тяжело. Текст романа также позволяет проигрывать не только прописанные диалоги или монологи, но и озвучивать мысли и намерения персонажей, что не так типично для театра, но так к лицу именно этой истории.

В названии спектакля отсутствует “госпожа”, потому что произведение Ольги Субботиной получилось не только об Эмме, но и о Шарле. Вообще, это рассказ об одной несчастной семье Бовари в целом.

Пролог спектакля проходит в Амфитеатре, а когда дело доходит до переезда Эммы и Шарля в Ионвиль, всех зрителей не прерывая игры приглашают пройти в соседний зал.

В реальном времени на глазах Эмма Бовари (Анна Дубровская/Наталья Масич) сходит с ума. Из сдержанной и собранной она превращается в страстную женщину, которая теряет контроль над собой, своим поведением, своими поступками, и под конец обстоятельства настолько её поглощают — в первую очередь, долги и безвыходность, — что она кончает жизнь самоубийством.

Почти каждый актёр исполняет по два, а то и три, персонажа. Господин Флобер также является и Рудольфом Беланже (Кирилл Рубцов), а прокурор — Леоном (Фёдор Воронцов). Это придаёт действию динамичности: перевоплощение происходит мгновенно, без каких-либо посторонних атрибутов. Из аристократичного Флобера Кирилл Рубцов превращается в развратного ловеласа Рудольфа благодаря одной лишь походке и манере жестикулировать.

Отдельный восторг вызывает Владислав Демченко, исполняющий роль Шарля Бовари. Его самоотверженная безоговорочная любовь к Эмме, доверчивость, наивность сыграны не с простотой, присущей дурачкам, а с невероятной глубиной, с надрывом. Его любви хочется сопереживать и сочувствовать. Он не вызывает жалости, а вызывает сопричастность к его внутренней трагедии.  

Декорации на протяжении всего спектакля остаются статичными, иногда появляется отдельный реквизит: стол, кресло, ковёр. Или трибуна на колесах, которая символизирует возвращение к истории с судом. Однако проделана очень эффектная работа со светом. Это и цветовая организация пространства: синяя сцена, зелёные лучи. И просто игра света и тени. Но самое главное здесь, всё-таки, — психологизм, и потому на фоне сдержанной сценографии каждый актёр только выигрывает. Даже небольшие роли, такие как Гид  Руанском соборе (Игорь Карташёв), или Жюстен (Юрий Поляк) запоминаются и выглядят очень колоритно. 

Спектакль Ольги Субботиной “Бовари” позволяет посмотреть на роман Флобера снова — понять, что он актуален по сей день. Конечно, две актрисы, Анна Дубровская и Наталья Масич, исполняющие роль Эммы, придают спектаклю разные оттенки и грани, но каждая из них, конечно же, оставляет главное — жажду недостижимого, необъятное желание неведомого, а оттого трагедию несостоятельности и разочарование. “Бовари” оставляет долгое послевкусие размышлений и желание разобраться в себе и своих желаниях. Диалог со зрителем состоялся.  

 

 

Image Gallery

K2_LEAVE_YOUR_COMMENT

Make sure you enter all the required information, indicated by an asterisk (*). HTML code is not allowed.

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…