Авангард (18)

Авангард

Перед спектаклем на сцену выходит сотрудник Театр.док и иронично объявляет, что никакой пропаганды гомосексуализма и педофилии в произведении Планона нет. Тем не менее советует всем чувствительным добровольно покинуть зал. В этот раз ушли двое. Парень с девушкой. Судя по виду у них было свидание, и смешивать его с извращениями, пусть и классического литературного толка, они не пожелали. Перестраховались. Греки во времена Платона вели странный образ жизни, понять и простить который сегодня может не каждый. Но вернемся к теме.

Могут ли семейные отношения строиться на чувствах, на страсти? Какая женщина никогда не остается одна? Может ли секс втроем быть невинным? На этих вопросах основан спектакль 24+, поставленный Михаилом Угаровым в Театр.док.

Вы увидите любовный трэш о том, как двое супругов включили в свою семью третьего. История движется исключительно чувствами и эмоциями, но это далеко не психологическая драма. Подспудно перед зрителем раскрываются три архетипических сюжета: «Суд Париса», «любовь Афродиты и Гермеса» и «Райский сад». Каждый из героев спектакля, по мере данных ему скудных человеческих возможностей, старается гнуть свою линию, но в итоге оказывается бессильным против диктата мифа. В итоге. все, что остается персонажам 24+, это сохранить достоинство, и благодарить судьбу, что Мойры не подкинули им другую, более жесткую историю, например, про Медею или царя Эдипа.

«Если вам не нравиться данная постановка, значит вы никогда не искали водяной чип чтобы спасти убежище 13 и никогда не проходили испытание в храме жителя убежища…»

 

«Гамлет» - самая неоднозначная постановка сезона 2013-2014 режиссера Анатолия Праудина. С одной стороны, перед нами явный пост – модерн: представленная эпоха явно не соответствует Датскому королевству, описанному Шекспиром. С другой стороны, перед нами каноничный перевод Б. Пастернака, который ваш покорный слуга имел честь прочитать еще в детстве.

Европа - колыбель демократии, но и фашизма тоже. Никогда не стоит об этом забывать. Нас сильно убаюкал факт победы над монстром национал-социализма. Мы забыли, что закон сохранения энергии никто не отменял. Фашизм нельзя уничтожить. Он, как и все в нашем мире, просто переходит в другую форму. Испанский драматург Жорди Гальсеран Ферре задумался: куда именно перекочевала тень фюрера? В поисках ответа в 2003 году он  написал пьесу «Метод Грёнхольма», которая довольно прозрачно намекает: ищите тень в бизнесе, господа, в офисе, куда вы каждый день приходите работать. Болгарский режиссер Явор Гырдев поставил эту пьесу в Театре Наций.

Уже началось?

Когда начинается действие «Метода», зритель не чувствует никакой границы между собой и актерами на сцене. Все происходящее предельно естественно и обычно, начиная с костюмов, надетых на персонажей пьесы, и заканчивая интерьером помещения и репликами героев. Актеры одеты так же как и большинство людей в зрительном зале. Обстановка на сцене словно в большинстве офисных помещений Москвы. Манера общения и речь ничем не отличаются от принятых в современном обществе правил. Я хотел написать, «поэтому зритель сразу включается, минуя стадию привыкания и соучастия», но здесь даже этого не требуется. Все, что мы видим на сцене, идет «онлайн» со всеми присутствующими в зале в их деловой жизни. В этом прелесть постановки и одна из основных причин, по которой нужно ее посетить. Когда в самом начале Сергей Чонишвили в образе одного из героев пьесы Феррана выходит и садится на стул, то возникает полная иллюзия, что он сделал это слишком натурально. Ну совсем так, и с таким же выражением на лице, как бы он сел в настоящем офисе. Мне даже показалось, что он сейчас убежит, потому что ошибся дверью, и затем на сцене появится настоящий актер, который сядет уже более артистично.

Офисный демон

Тема демонизации офиса началась не сегодня и не с данной пьесы. Вспомним наиболее яркие примеры. В 2006 году Мерил Стрип в фильме «Дьявол носит Prada» показала образец деловой рейхс-канцелярии, созданной на базе модного журнала. Еще раньше в 1992 году вышла картина «Американцы», с участием Аль Пачино и Кевина Спейси, где та же дьявольщина была подана гораздо более тонко, без каких-либо внешних эффектов. Фильм предельно лаконичен. Несколько людей сидит в офисе и зарабатывает деньги, продавая земельные участки. Режиссеру наплевать на предмет их коммерции. По большому счету ему вообще не важно в этой картине ничего, кроме диалогов героев, детективной интриги и морального апокалипсиса. Именно этим  «Американцы» невероятно близки к «Методу Грёнхольма». Отсюда, если вам пришелся по душе этот фильм, понравится и спектакль, как впрочем и наоборот.

Что смотрим?

Как я уже говорил, все в спектакле — декорации, костюмы, диалоги — сделано словно из нашей жизни. Отсюда поначалу кажется, что и сюжет тоже самый простой и понятный. Как бы не так! Вас ждут сто восьмидесяти градусные развороты и коллизии. Первый резкий вираж превращает действие из реализма в реалити-шоу. Персонажи капиталистического быта в один момент оборачиваются героями шоу «За стеклом». Затем, когда вы уже смирились с перевернутым вверх ногами психологизмом, вдруг еще один поворот. Реалити-шоу переходит в детектив, уже на другом более мощном уровне общей энергетики. Третья коллизия как бы обрушивает на главное действующее лицо потолок и тем самым окунает его в реальную жизнь. Тройная психологическая драма вызывает бурю неподдельного интереса и эмоций у зрителя, но этим прелесть постановки не ограничивается. Мало того, что по ходу действия напряжение только нарастает, и публика мечется сознанием между детективом и теле-шоу, так и не понимая что именно происходит, так одновременно режиссеру удается изящно вплести в ткань спектакля элементы комедии положений, и до самого финала нет никакой возможности понять, что именно мы смотрим: трагедию, криминальное чтиво или водевиль? Ну и окончательно оргазмирует зрителя тот факт, что каждый из актеров, кстати подобранных идеально, умудряется  несколько раз превратиться из добряка в подонка, из тупого в мудреца, из сердечного в циника.

Это бизнес!

Постановка не просто демонстрирует перипетии человека, решившего устроиться на работу, но содержит и глобальное идейное, философское послание. Фашизм жив. Искать его надо не на бразильских кладбищах, где нашли покой многие нацистские преступники, и не на секретных арктических станциях, где по слухам Адольф до сих пор принимает таблетки от старости. Фашизм прекрасно себя чувствует в душах обыкновенных офисных работников. Никто не принуждает их делать противное человеческой природе. Они сами с большим удовольствием его практикуют, и получают при этом неподдельное удовлетворение. Что же до жертв этого фашизма, то они не протестуют. «Это бизнес!» - думают узники офисного концлагеря. - «Главное, чтобы не на общих работах держали, а ближе к кухне». Таким образом перед нами возникает целостная картина: страны европейских демократий создали и пестуют у себя заповедники классического махрового тоталитаризма. Вот основная идея спектакля, и в сегодняшней политической ситуации, когда  либерально-протестные ценности изрядно заплесневели, она звучит необыкновенно свежо и здраво. Вы думали коммунизм устарел? Так он найдет здесь хорошо удобренную почву для нового роста.

Вы ошибетесь

Режиссер спектакля показывает общность топ менеджмента в качестве некоего демонического ордена, куда может проникнуть лишь человек лишенный сострадания, морали и принципов. При этом кандидат вовсе не сопротивляется. Он старается соответствовать идеалу изо всех сил. Очень поучительная и необыкновенно актуальная история. Ее экранизация вышла в 2005 году под названием «Метод». Вас приятно удивит, что фильм довольно сильно отличается от спектакля, и тем самым не дает вам преимущества в разгадывании, вроде бы уже известной вам, загадки. Напротив, вы скорее всего ошибетесь! Любопытно и то, что в отличии от режиссера постановки в Театре Наций, создатель фильма не стесняется назвать вещи своими именами. В частности прямо говорит, что «метод Гремхольда» берет свое начало в недрах немецкой армии.

Спектакли по таким хулиганским и поэтичным произведениям как «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, кажется, невозможно представить на традиционной театральной сцене. Действительно: как уныло бы выглядела здесь дорога в электричке, отходящей с Курского вокзала. Московский театра на Юго-западе нашел верное месте действия: он поставил своих «Петушков» в арт-кафе.

Мистический роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», известный своей нехорошей энергетикой, впервые прогремел на сцене театра на Юго-Западе в 1993 году. Это произведение – настоящий кошмар для артистов, многие из которых  наотрез отказывались принимать на себя обличие одного из героев проклятой работы гения 20 века.

Страница 3 из 3
Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…