В современном мире критерий успешности – понравиться массам. Но настоящее искусство всегда элитарно. Оно подобно маленькому бриллианту среди нескончаемого количества бижутерии. В МГИЭТе (Московском государственном историко-этнографическом театре) вы не увидите бессмысленного эпатажа, голых тел и классических произведений категории «шиворот-навыворот». В этом театре режиссёр и актёры бережно относятся к материалу, с которым работают. Они сохраняют историю, а не заманивают зрителей шоковой терапией.

В спектакле «Как француз Москву брал» режиссёр и сценарист Михаил Мизюков будто стряхивает пыль времён. Ведь война 1812 года кажется настолько далёкой, даже не верится, что такая страшная участь выпала на долю наших предков. В этом героико-романтическом представлении два действия. Первое написано Михаилом Мизюковым на основе документальных сведений, воспоминаний об Отечественной войне 1812 года с Наполеоном. Второй акт создан по небольшой одноимённой пьесе «Как француз Москву брал». По задумке режиссёра, это представление – поклон защитникам.

В постановке переплелись кошмарные воспоминания о войне с житейскими радостями простых людей. Действие происходит в Измайловской Николаевской военной богадельне (по-современному в доме престарелых), в одной из палат, где мы наблюдаем за жизнью стариков. В душе они всё те же солдаты, которые держали в руках штыки, падали в грязь, вставали и шли защищать Родину. Каждый день они совершали подвиги ради своей Отчизны, ради своей семьи, ради нашего с вами будущего. А сами на склоне лет остались одни наедине со своими воспоминаниями и переживаниями. И только люди не безразличные к их судьбе остаются рядом. Например, простой доктор военной богадельни Александр Христофорыч. Он трепетно относится к каждому больному. Заботится и переживает о самочувствии защитников. Когда смотришь на игру нового артиста в труппе МГИЭТа, Александра Белоярова, забываешь о том, что он – актёр. Видишь неравнодушного к старикам доктора. Так же не оставляет стариков и матушка Катерина Семёновна – жена покровителя богадельни. Несмотря на свой высокий статус, Катерина не проявляет высокомерия, а наоборот, с теплотой, сочувствием и почтением относится к ветеранам. В роли было важно показать искренние чувства, не переиграть, и Наталья Михеева превосходно справилась с этой задачей.

Главная идея спектакля – любовь к людям, а в центре внимания – жизнь простого человека, которому удалось сохранить душу без злобы и ненависти. Это ярко выражено в образе Нектополиона – не сломленного судьбой поэта. Война обездвижила его, чем молниеносно лишила возможности прожить единственную жизнь счастливо:

- Жена-то была?

- Невеста была.

- И куда делась?

- Как узнала, что меня параличом-то сломало, да, руки, ноги…так и делась.

Герой не смог построить семью, от него отвернулись родные. Чтобы делиться сердцем, писать стихи, ему приходится держать в зубах карандаш и водить им по бумаге. Несмотря на это он не ропщет на судьбу, а находит в себе силы искренне, с улыбкой сказать: «Слава Богу за всё!» И такие сильные духом люди на самом деле существуют, ведь Нектополион – не вымышленный персонаж, а реальное историческое лицо. Актёр МГИЭТа Андрей Сенин сыграл роль настолько правдоподобно, что некоторые зрители подумали, будто и в жизни он не может двигаться.

Ни одно представление в МГИЭТе не обходится без музыкального сопровождения. Актёры поют песни далекого от нас XIX века. Эти песни – память о предках. Юные женские голоса переплетаются с голосами стариков. Девушки будто принимают от защитников знамя будущего без войны.

Во второй акт режиссер включил пьесу «Как француз Москву брал», которая очень органично вписалась.Её разыгрывают старики-солдаты, которые живут в богадельне, где часто проходят творческие вечера. Возможно, что такие импровизированные театральные зарисовки помогали преодолевать тоску по близким и справиться с душевной болью. Было видно, как защитники с искрой в глазах распределяли роли. Они сами сделали реквизит: плащи, адъютантскую книгу, а оружия бойко заменили тростями.

Юмор всегда помогал людям не сойти с ума на войне. Ирония над Наполеоном и французской армией придавала бодрость и силы. Мне кажется, режиссёр не зря доверил Виктору Юрченко роль властного императора. У актёра необычный голос, который делает комичные роли ещё смешнее.

Невообразимо много боли и потерь выпало на век героев. Но они все любят свою тяжёлую жизнь и принимают её с благодарностью. Смотришь на них и понимаешь, что все трудности нашей современной жизни меркнут перед тяготами одиноких брошенных инвалидов. Можно только не переставать удивляться и восхищаться тем, как на вид простые, однако сильные по духу люди, смиренно переносящие все скорби на своём пути, изменили ход истории.

Люди радостно воспринимают этот спектакль, уходя домой с восторженными впечатлениями. И если вы хотите отдохнуть душой от суеты нашего шумного мегаполиса, то добро пожаловать в уютный «Историко-этнографический» театр. Верю, туда не зарастёт народная тропа!

Понедельник, 11 Июнь 2018 11:21

Поминки по любви

Автор

Почти исчезнувший театр А.Р.Т.О. снова появился в театральной жизни Москвы. На сцене ЦДР режиссёр Наталья Волошина совместно со сценографом Николаем Рощиным и композитором Иваном Волковым поставили пьесу Ильи Члаки «Душная ночь».

Понедельник, 23 Апрель 2018 06:26

Идиот в миниатюре

Автор

Приходить на спектакль Максима Диденко “Идиот”, который идёт на Малой сцене Театра Наций, неподготовленным не стоит. Для начала хотя бы нужно прочитать сам роман Ф. М. Достоевского, потому что здесь зрителю его никто пересказывать дословно не будет. Спектакль Максима Владимировича — это интеллектуальный диалог, рассчитанный на небольшую аудиторию, как раз, пожалуй, ровно на Малую сцену, диалог близкий и непосредственный, где сидящие в первом ряду могут прикоснуться к персонажам даже физически (хотя делать этого, конечно, не стоит).  

Роман Гюстава Флобера “Госпожа Бовари” вышел в 1856 году и сразу же вызвал общественный резонанс. На писателя и редактора журнала, в котором был опубликован роман, подали в суд “за оскорбление общественной морали”. Измены и самоубийство были не новы для литературы того времени, особенно для французской, однако тот натурализм и та откровенность, с которыми было написано это произведение, и обратили на себя особое внимание.

Понедельник, 05 Март 2018 06:51

Синдром счастья, или Ложь по контракт

Автор

1 марта довелось побывать в Современном театре антрепризы на комедии «Синдром счастья, или Ложь по контракту».

Для театра антрепризы эта постановка премьерная, комедию впервые показали публике в конце февраля, однако оригиналу, пьесе Ив Жамиака «Месье Амилькар, или Человек, который платит», лет уже немало. В Рунете практически нет информации о самом драматурге и его пьесах, но французская Википедия любезно разъясняет нам, что «Месье Амилькар» впервые был показан публике в 1974 году в Théâtre des Bouffes-Parisiens.

Вторник, 20 Март 2018 06:17

НЕВЕСОМЫЙ ГАМЛЕТ

Автор

Уже почти пять лет, как на сцене Театра Наций идёт спектакль “Гамлет | Коллаж”. За бессмертную и, пожалуй, самую загадочную пьесу Уильяма Шекспира взялся канадский режиссёр-легенда Робер Лепаж. Он известен не только драматическими постановками, но и музыкальными — оперы и концерты, а также он режиссировал несколько шоу Цирка дю Солей.

Страница 1 из 7
Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…